СОВЕТ МЕЗМАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 02.10.2017 № 116
п. Мезмай
«Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения
Апшеронского района Краснодарского края на период с 2017-2031 годы»
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генеральным планом Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края, Совет Мезмайского сельского поселения Апшеронского района р е ш и л :
1.Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края на период с 2017-2031 годы.
4.Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Мезмайского
сельского поселения А.С. Николаев
УТВЕРЖДЕНА
решением администрации
Мезмайского сельского
поселения Апшеронского района
от 02.10.2017 г. № 116
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЗМАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
на период с 2017-2031 годы
Паспорт
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения Апшеронского района
Краснодарского края на период с 2017-2031 годы
Наименование программы: |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края на период с 2017-2031 годы. |
Основание разработки программы: |
Градостроительный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генеральный план Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Устав Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края. |
Заказчик программы:
Разработчик программы: |
Администрация Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Администрация Мезмайского сельского поселения Апшеронского района |
Основная цель программы: |
Развитие социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения Апшеронского района |
Задачи программы: |
Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальному развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; 2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения; 3. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; 4.Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности; 5. Развитие личных подсобных хозяйств; 6.Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения. 7.Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); 8.Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: |
Сроки реализации Программы: |
2017-2031 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
|
Основные исполнители программы: |
- Администрация Мезмайского сельского поселения Апшеронского района |
- предприятия, организации, предприниматели Мезмайского сельского поселения Апшеронского района |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Прогнозный общий объем финансирования Программы на период с 2017-2031 годов составляет 8672,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год –0.0 тыс. рублей; 2018 год – 300.0 тыс. рублей; 2019 год –300,0 тыс.рублей; 2020 год –1620,4 тыс.рублей; 2021-2031 годы –6452.0 тыс.рублей.
|
Введение
Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края (далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития сельского поселения.
Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития Мезмайского сельского поселения - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне поселения разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов
реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социального развития сельского поселения.
развития Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края.
2.1. Анализ социального развития сельского поселения
Численность населения по данным на 01.01.2017 года составила 934 человек. В состав поселения входят п. Мезмай, ст. Темнолесская.
2.2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Мезмайского сельское поселение включает в себя 2 населенных пункта, с административным центром в п. Мезмай.
Таб.1
Наименование поселения, с указанием административного центра |
Наименование населенных пунктов, входящих в состав поселения |
Численность населения населенного пункта, чел. |
Расстояние от населенного пункта до административного центра, км |
Расстояние от населенного пункта до районного центра, км |
Мезмайское сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края, административный центр – п. Мезмай |
П. Мезмай Ст. Темнолесская
|
504 430
|
- 6,6
|
64 72 |
2.3 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Общая численность населения Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края на 01.01.2017 года составила 934 человека. Численность трудоспособного возраста составляет 540 человек (50,5% от общей численности).
Данные о возрастной структуре населения на 01. 01. 2017 г.
Таб.2
от 0-14 лет |
100 |
от 15-19 лет |
55 |
от 20-29 лет |
98 |
от 30-39 лет |
72 |
от 40-49 лет |
245 |
от 50-59 лет |
120 |
от 60 лет и старше |
244 |
Демографическая ситуация в Мезмайском сельском поселении Апшеронского района Краснодарского края по состоянию на 01.01.2017 г. улучшилась по сравнению с предыдущими периодами.
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда), прекращением деятельности ранее крупных предприятий, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты:
- материальное благополучие;
- государственные выплаты за рождение второго ребенка;
- наличие собственного жилья;
- уверенность в будущем подрастающего поколения.
2.4 Рынок труда в поселении
Численность трудоспособного населения - 540 человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общей составляет 50,5 процент.
2.5 Развитие отраслей социальной сферы
Прогнозом на 2017 год и на период до 2031 года определены следующие приоритеты социального развития Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края:
-повышение уровня жизни Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
-улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
-развитие жилищной сферы в Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края;
-создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края - сохранение культурного наследия.
2.6 Культура
Предоставление услуг населению в области культуры в Мезмайском сельском поселении Апшеронского района Краснодарского края осуществляют:
- МКУ «Сельский клуб» ул. Клубная, 1;
- МКУ «Сельская библиотека» ул. Клубная, 1
В сельском клубе поселения созданы взрослые и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д.
Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, викторин и т.д.
Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.
2.7 Физическая культура и спорт
Таб.3
№ |
Наименование объекта |
Адрес |
площадь, кв.м |
Состояние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Комплексная спортивно-игровая площадка |
П. Мезмай ул. Больничная,б/н |
1200 |
удовлетворительное |
В Мезмайском сельском поселении ведется спортивная работа.
При школе имеются комплексная спортивная - игровая площадка, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, мини футболу, и т.д.
2.8 Образование
На территории поселения находится 1 школа,
Таб.4
№ |
Наименование |
Адрес |
Мощность, место |
Этаж. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
МБОУСОШ № 27 |
п. Мезмай, ул. Школьная, 20 |
102 |
2 |
Кадровый состав педагогов обновляется за счет привлечения молодых специалистов к работе в сельской местности.
2.9 Здравоохранение
Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:
- низкий жизненный уровень,
- отсутствие средств на приобретение лекарств,
- низкая социальная культура,
- малая плотность населения,
- высокая степень алкоголизации населения поселения.
Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.
2.10 Жилищный фонд
Состояние жилищно - коммунальной сферы сельского поселения
Данные о существующем жилищном фонде
Таб.5
№ пп |
Наименование |
На 01.01. 2017 г. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Средний размер семьи, чел. |
3 |
2 |
Общий жилой фонд, тыс. м2 общ. площади, в т.ч. |
37,0 |
|
муниципальный |
0,1 |
|
частный |
36,9 |
3 |
Общий жилой фонд на 1 жителя, м2 общ. площади |
12,8 |
4 |
Ветхий жилой фонд, тыс.м2 общ. площади |
2,1 |
К услугам ЖКХ, предоставляемым в поселении, относится вывоз мусора. Населенные пункты не газифицированы, центрального водопровода нет.
Развитие среды проживания Мезмайского сельского поселения создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение.
Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:
Экономические:
Социальные:
-участие в отраслевых районных, краевых программах, по развитию и укреплению данных отраслей;
-содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).
- привлечение льготных кредитов из Краевого бюджета на развитие личных подсобных хозяйств;
-привлечение средств из районного бюджета на восстановление пастбищ;
-помощь населению в реализации мяса с личных подсобных хозяйств;
-поддержка предпринимателей осуществляющих закупку продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях;
-помощь членам их семей в устройстве на работу;
-помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, краевые и федеральные программы, направленные на строительство и (или) приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё;
-консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат;
-содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка твердого топлива, пиломатериал для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно - курортное лечение);
- по ремонту и строительству жилья;
- по программам молодая семья, сельское жилье, жилье для молодых специалистов, ипотечное кредитование для строительства и (или) приобретения жилья гражданами, работающими и проживающими на территории поселения;
Задача формирования стратегии развития такого сложного образования, каковым является сельское поселение, не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой сложную систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов.
Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в сельском поселении. Таковыми являются: производственная сфера, сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу сельского поселения.
Мероприятия Программы социального развития Мезмайского сельского поселения включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2017-2031 гг., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены ниже.
Таблица 6 «Объекты местного значения в сфере физической культуры и массового спорта»
№ п/п |
Назначение и наименование объекта |
Местоположение объекта |
Вид работ, который планируется в целях размещения объекта |
Срок, до которого планируется размещение объекта, г. |
Основные характеристики объекта |
||
Площадь земельного участка, га |
Площадь объекта кв. м. |
Иные характеристики |
|||||
1 |
Комплексная спортивно-игровая площадка |
П. Мезмай, ул. Клубнаяб/н |
ремонт |
2025 |
0,1200 |
1000 |
|
Таблица 7 «Объекты местного значения в сфере культуры»
№ п/п |
Назначение и наименование объекта |
Местоположение объекта |
Вид работ, который планируется в целях размещения объекта |
Срок, до которого планируется размещение объекта, г. |
Основные характеристики объекта |
|
Площадь земельного участка, м.кв. |
Площадь объекта м.кв. |
|||||
1 |
МКУ «Сельский клуб» |
П. Мезмай, ул. Клубная,1 |
Капитальный ремонт здания |
2030 |
526 |
410 |
2 |
МКУ «Сельская библиотека» |
П. Мезмай, ул. Клубная,1 |
Капитальный ремонт здания |
2031 |
- |
90 |
Таблица 8 «Объекты местного значения в сфере осуществления местного самоуправления»
№ п/п |
Назначение и наименование объекта |
Местоположение объекта |
Вид работ, который планируется в целях размещения объекта |
Срок, до которого планируется размещение объекта, г. |
Основные характеристики объекта |
|
Площадь земельного участка, м.кв. |
Площадь объекта м.кв. |
|||||
1 |
Здание администрации |
п. Мезмай, ул. Железнодорожная, 6 |
Текущий ремонт |
2024 |
1124 |
360 |
Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местной администраций, позволит достичь следующих показателей социального развития Мезмайского сельского поселения в 2017 году по отношению к 2031 году.
За счет активизации предпринимательской деятельности, ежегодный рост объемов производства в поселении. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти Мезмайского сельского поселения Апшеронского района.
Общее руководство Программой осуществляет Глава поселения, в функции которого в рамках реализации Программы входит определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы.
Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники Администрации сельского поселения под руководством Главы сельского поселения.
Глава сельского поселения осуществляет следующие действия:
- рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;
- выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.
- взаимодействует с районными и краевыми органами исполнительной власти по включению предложений Мезмайского сельского поселения в районные и областные целевые программы;
-контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;
-осуществляет руководство по:
- подготовке перечня муниципальных целевых программ поселения, предлагаемых
к финансированию из районного и областного бюджета на очередной финансовый год;
- реализации мероприятий Программы поселения.
Специалист Администрации поселения осуществляет следующие функции (экономист, финансист):
-подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;
-подготовка проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы;
-формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета поселения;
-подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
-прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;
-предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
Обновление Программы производится:
- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,
- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;
- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.
Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя.
По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, бюджета муниципального образования Апшеронский район, бюджета Мезмайского сельского поселения Апшеронского района.
Прогнозный общий объем финансирования Программы на период 2017-2031 годов составляет 8672,4 тыс. руб., в том числе по годам:
2017 год –0.0 тыс. рублей;
2018 год – 300.0 тыс. рублей;
2019 год –300,0 тыс.рублей;
2020 год –1620,4 тыс.рублей;
2021-2030 годы –6452.0 тыс.рублей.
На реализацию мероприятий могут привлекаться также другие источники. Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения.
Ожидаемые результаты:
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социального развития:
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей Мезмайского сельского поселения;
2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.
Социальная стабильность в сельском поселении в настоящее время может быть обеспечена только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программу социально-экономического развития поселений.
Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом.
Разработка и принятие среднесрочной программы развития сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие «правила игры» на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.
Глава Мезмайского
сельского поселения А.С. Николаев